ДомойАвтоновости сегодняКМЗ К1Б «Киевлянин» – простейший послевоенный советский мотоцикл

КМЗ К1Б «Киевлянин» – простейший послевоенный советский мотоцикл

SVAAAgG46 A 960

После окончания Великой Отечественной войны в СССР старались как можно быстрее восстановить производство различных видов техники, и мотоциклы не были исключением. Но в начальные годы подъема потенциала огромной страны материально-техническая база была ослабленной, поэтому первые послевоенные мотоциклы оказывались совсем простыми. Наглядный тому пример – киевский КМЗ К1Б, или «Киевлянин».

Модель является первой из тех, что серийно производились на Киевском мотоциклетном заводе. Однако современному человеку назвать подобное транспортное средство полноценным мотоциклом сложно: внешне это был просто велосипед с мотором.
Его прототипом послужил немецкий Wanderer-1SP также с очень простой конструкцией.

В 1945 г. Советский Союз получил с завода Wanderer оборудование и техническую документацию для производства подобных легких мотоциклов, и все это было перевезено в Киев, где на тот момент на базе военного ремонтного завода открылось новое предприятие по производству мотоциклов. Первые опытные образцы киевских мотоциклов появились уже в декабре 1945 г., а уже в следующем году началось серийное производство доработанных «Киевлян», при этом индекс Б в названии означал, что мотоцикл выпускался во втором варианте.

dGAAAgK46 A 1920

Конструкция мотоцикла внешне практически не отличалась от той, что была заложена в немецком прототипе. Простейшая рама, тормоз только переднем колесе и совсем скромный двигатель объемом 98 куб. см и мощностью 2,3 л.с. – все это основные отличительные черты К1Б. Важная деталь: двигатель запускался за счет вращения педалей велосипедного типа, и с помощью них же можно было прибавить силу тяги при подъеме в горку, а также останавливать заднее колесо, вращая педали назад. При этом максимальная скорость мотоцикла составляла всего 50 км/ч.

Кстати, первые «Киевляне» оснащались моторами немецкого производства, лишь в процессе производства от этой идеи отказались.

mQAAAgG46 A 960

Еще одна особенность КМЗ К1Б – спидометр, в который был вставлен счетчик пройденного расстояния. Но это лишь один приятный бонус для владельцев: место мотоциклиста и сам процесс управления мотоциклом были классическими для того времени. Ко всему прочему, никакие украшения не выделяли мотоцикл в общем потоке, и даже основная окраска была хмурой черной. Из элементов декора у К1Б только надпись «Киевлянин» на передней панели.

Несмотря на то, что КМЗ К1Б «Киевлянин» выдающимися техническими характеристиками не обладал, и даже по сути был немного устаревшим, у него оказалось много почитателей. Мотоцикл выпускался до 1955 г., а его общий тираж составил около 40 тысяч экземпляров. В основном они встречались в селах и в небольших городах, став настоящей палочкой-выручалочкой для быстрого перемещения граждан. Но киевские производители этим не ограничились: в 1947 г. на базе «Киевлянина» появился первый в СССР трицикл (трехколесный мотоцикл). Он позиционировался как транспорт для людей с ограниченными физическими возможностями и от базового мотоцикла отличался лишь новой рамой.

3eAAAgK46 A 960

Однако особенности конструкции серийного К1Б сыграли с трициклом злую шутку: масса мотоцикла, разумеется, увеличилась, соответственно мощности двигателя уже не хватало. Кроме того, ведущим было только одно колесо – левое заднее, что создавало дополнительные неудобства при управлении. Трицикл на базе первого «Киевлянина» в нашей стране не прижился, и в 1951 г. этот проект свернули.

Зато стандартный КМЗ К1Б стал востребованным в трудные послевоенные годы и служил на гражданке вплоть до 60-х. К тому времени и в Киеве, и в других городах стали выпускаться новые мотоциклы, больше и мощнее К1Б, с которыми первый «Киевлянин» стал казаться совсем слабым, и ему пришлось постепенно уходить со сцены. Сегодня известно всего о двух доживших до наших дней первых киевских мотоциклов, и находятся они в технических музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

КМЗ К1Б «Киевлянин» – первопроходец среди советских мотоциклов киевского производства. Он, как и многие послевоенные мотоциклы, был совсем простым, и тем не менее, послужил опытом для производителей, которые уже спустя десять лет начали выпускать новый, более прогрессивный и многофункциональный мототранспорт.

КОММЕНТАРИИ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Интересное по теме:

В тренде:

Три экспериментальных Ferrari выставят на аукцион Mecum

Жизнь испытательного мула коротка и тяжела. Предсерийные прототипы обычно подвергаются пыткам на трассе и вне ее, отправляются в самые негостеприимные регионы планеты, а затем...

© Автомобильный сайт Daily-Motor.Ru. Свидетельство о регистрации СМИ № ФС 77-68196. 16+