Единственная правильная расшифровка аббревиатуры «КУНГ» – «Кузов Унифицированный Нулевого Габарита», где под нулевыми габаритами подразумевается конкретные размеры, благодаря которым автомобиль способен беспрепятственно проезжать сквозь арки и тоннели определенной высоты и ширины. Сегодня «КУНГом» называют любую утепленную будку, установленную на автомобиле или прицепе.
История «КУНГов» берет свое начало из армии. Так называли кузов-фургоны для военных грузовиков. Их появление связывают с необходимостью приведения размера кузовов военной техники к единому знаменателю для транспортировки по европейским железным дорогам в послевоенное время.
За основу показателя был взят индекс «02-Т» (европейский габарит погрузки колеи 1435 мм). Название «нулевой» происходит от первой цифры. В конце 1940-х практически все «КУНГИ» были изготовлены из дерева.
Устройства обладали дугообразной крышей, утеплителем в стенах, а также прорезиненными оконными рамками. Их выпускали для установки на шасси моделей: ГАЗ-63, ЗиЛ-157, ГАЗ-66, ЗиЛ-131, КамАЗ-4310, Урал-375. Впервые в гражданских целях «КУНГи» начали применять в 1967 году. К тому времени их целевое использование в армии практически полностью прекратилось.
В современном мире «КУНГ» завоевал популярность как специальное устройство, которое можно использовать на автомобиле в кузове пикап. Так неофициально стали называть аксессуар для гражданских автомобилей-пикапов – выполненную из металла или стеклопластика крышку на кузов.
Его главное назначение – сохранность груза и его защита от атмосферных осадков, но некоторые используют его и как тюнинг-компонент, утверждая, что он придает машине завершенный внешний вид.