ДомойАвтоновости сегодняFiat X1/9, который должен был стать легендой ралли

Fiat X1/9, который должен был стать легендой ралли

6231daca5ad027ad41c843e4e6c60165

Автомобиль был представлен в 1972 году и стал первым спортивным Fiat со средним расположением двигателя. Он также должен был стать преемником раллийной модели 124 Abarth. Модель Fiat оказалась идентична Lancia Stratos. В 1974 году X1/9 занял второе место в опросе «Автомобиль года», уступив Mercedes 450 S.

Пластиковый корпус Targa Bertone выглядел впечатляюще даже в смелые 1970-е. Он имел невероятно современный дизайн, но на самом деле был большим, чем может показаться из-за низкого силуэта. X1/9 получил съемную жесткую крышу, которую можно убрать в переднее багажное отделение. Массивная рама заднего стекла защищала головы пассажиров от последствий переворачивания.

Интересно были устроены компоненты автомобиля. Двигатель, приводящий в движение заднюю ось, поместили между сиденьями и задней осью. За мотором находился задний багажник. Спереди, за пределами багажного отделения, расположили небольшой охладитель жидкости. В задней части для него больше не было места, а благодаря длинным шлангам, идущим от радиатора к двигателю, объем системы охлаждения оказался достаточно большим (почти 12 литров), чтобы обеспечить безопасные условия работы силового агрегата. Несколько слов о нем.

Изначально использовался небольшой агрегат 1300 от Fiat 128 Coup мощностью 75 л.с. Только в 1978 году Fiat X1/9 получил более мощный двигатель 1500 мощностью 85 л.с. и пятиступенчатую коробку передач.

2247766

Более слабая версия разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд и развивает до 170 км/ч, поэтому сказать, что Fiat был неспортивным, нельзя. По крайней мере, для 1970-х. Рецепт успеха был прост: небольшая снаряженная масса автомобиля не только обеспечивала хорошие характеристики, но и позволяла эффективно проходить повороты. Самая легкая версия X1/9 весит 880 кг, а самая тяжелая не достигает 1 тонны.

Производство серийного автомобиля длилось на удивление долго, до 1989 года. Эта модель экспортировалась на многие рынки, в том числе на британский, где такие автомобили очень популярны. Fiat X1/9 также был доступен в Соединенных Штатах, где предлагались автомобили с впрыском топлива, в отличие от Европы. На Старом континенте двигатели оснащались карбюратором. Более того, американская версия комплектовалась огромным массивным бампером, который был почти традиционным элементом спортивных автомобилей.

История ралли, которого не было…

176631 12155 pristine

Через год после премьеры модели руководство Fiat решило, что X1/9 придет на смену 124 Abarth и заменит его на спецучастках чемпионата мира. Условия, предлагаемые автомобилем, были идеальными и… почти идентичными условиям представленных в то время Lancia Stratos. В то время у Lancia была только одна цель — подготовить раллийный автомобиль. Между тем у Fiat был совсем другой план. Его цель состояла в том, чтобы показать менее нишевый бренд, лучше узнаваемый на раллийных маршрутах, и привлечь потенциальных клиентов в выставочный зал, где они могли бы купить дорожный автомобиль. В то время как Lancia Stratos была раллийной машиной, Fiat хотел продавать дорожные автомобили.

Команда разработчиков раллийного Fiat X1/9 состояла из Ренцо Авидано, директора Abarth, Джулио Лампреди, специалиста по двигателям, Луиджи Макалузо, менеджера проекта и главного разработчика Джорджио Пианта. Команда возлагала большие надежды на этот проект, поскольку X1/9 был дешевым автомобилем и, прежде всего, простым с точки зрения конструкции. Он был не такой дорогой, как Stratos, и его потенциал тоже был большим, хотя и с чуть меньшими целями.

К тому времени, когда в 1974 году было выпущено пять испытательных экземпляров X1/9, Lancia Stratos уже успешно выступала в чемпионате мира по ралли. Подготовленный к спорту автомобиль был значительно расширен, а также усилен. Расширения сделаны из листового алюминия, как и крыша, приклепанная к раме лобового стекла и задней поперечной балке. Важным элементом стали трубчатые усилители, заменившие в гражданской версии перегородку, отделяющую двигатель от багажника. Топливный бак расположен за двигателем, его объем увеличился почти вдвое с 48 до 80 литров. Также был изготовлен специальный алюминиевый передний бампер, также являющийся носителем дальнего света.

Интересным элементом раллийного автомобиля является оголовье, расположенное за кабиной. Это похоже на перископ — так его называли. И на самом деле это было чем-то вроде трубки. Он используется для захвата и подачи свежего воздуха в моторный отсек. Кстати, это немного напоминает воздухозаборники, используемые в Формуле 1 в 70-х годах, которые часто доходили до внушительной высоты. Достаточно взглянуть на Ferrari 312T того времени.

Воздух, уловленный «перископом», направлялся на два карбюратора Weber, питающих двигатель TYPE 232 от Abarth 124. Он имел объем 1756 см и, как и серийный агрегат, располагался поперечно. Благодаря этому агрегату Fiat X1/9 имел мощность 180 л.с., что более чем вдвое больше серийной версии. В крышке багажника были прорезаны дополнительные дефлекторы, через которые воздух направлялся в радиатор. Были также проведены модификации подвески, особенно задней, которая была полностью перестроена под спорт. Использовалась более сложная многорычажная система. В тормозной системе применяются вентилируемые тормозные диски всех колес. Кабина машины была оборудована соответствующим оборудованием и приборами для водителя и пилота.

Вскоре после презентации этой модели она участвовала в десятке гонок, большинство из которых не было завершено из-за поломок, но в некоторых она выиграла. Но это были второстепенные местные соревнования, на трассе, а не на спецучастках.

Все должно было измениться в 1975 году, когда автомобиль собирался получить разрешение на участие в чемпионате мира по ралли. Незадолго до того, как автомобиль был одобрен, раллийный проект X1/9 был приостановлен. У руководства Fiat уже были другие планы.

Тогдашний босс концерна Умберто Аньелли решил, что небольшой двухместный спортивный автомобиль не принесет маркетингового успеха. Машина сменилась моделью 131 Abarth, еще более близкой к гражданскому автомобилю. Это оказалось удачным решением, ведь в свое время эта модель не имела себе равных.

Интересное по теме:

Рекомендуем:

© Автомобильный сайт Daily-Motor.Ru. Свидетельство о регистрации СМИ № ФС 77-68196. 16+