Автомобильные катализаторы являются обязательной деталью выхлопной системы любой машины. Но зачем их скупают и все ли принимают к покупке?
По мнению некоторых несознательных водителей, данная деталь скорее обуза, нежели имеет реальную пользу. Якобы она «душит» силовой агрегат автомобиля, мешая его нормальной работе. Катализаторы нещадно удаляются, особенно когда могут привести к будущему дорогостоящему ремонту машины, как в случае с двигателями Kia и Hyundai (крошка катализатора может попасть в цилиндры, образуя задиры). При этом многие владельцы сервисов предлагают бесплатно вырезать катализатор из системы выпуска, но с оговоркой, что сама деталь останется у них, или же, в случае платной процедуры, сами платят за нее хозяину машины. Но зачем им б/у запчасть, которую вряд ли удастся использовать повторно или перепродать?
Дело в том, что автомобильный катализатор или каталический нейтрализатор призван максимально очистить выхлопные газы от вредных для нашего здоровья продуктов сгорания, превращая окись углерода и углеводороды в двуокись углерода и воду. Происходит этот процесс за счет использования в его конструкции таких драгоценных металлов, как платина, иридий, родий и палладий.
Наличием такого состава и обусловлена высокая цена этой детали. Но самостоятельно извлечь эти металлы из катализатора не получится. Для этого необходимо соответствующее технологические оборудование. Сервисы, у которых такое оборудование есть, определяют количество ценных металлов в катализатора с помощью специального рентгенофлуорисцентного анализа.
Итоговая стоимость катализатора зависит от его «начинки», типа, веса, размеров и актуальных цен на металлы. К примеру, керамические катализаторы, вырезанные с японских автомобилей, принимают по ценам от 1 тысяч 500 до 45 тысяч рублей за кг веса. Металические катализаторы оцениваются куда дешевле – от 1 тысячи до 4 тысяч рублей за килограмм. При этом существуют катализаторы, которые не принимают, поскольку они не соответствуют одному из трех следующих условий:
– керамическая масса детали не отделена от саржевого фильтра;
– в керамической массе обнаружено наличие асбеста, элементов керамической сетки, сажи, песка и прочих инородных вкраплений;
– металлический элемент носителя не представляет единый цельный кусок (проще говоря разрушенный катализатор), который в таком случае теряет 50% или более драгоценного напыления.
Впрочем, в России катализаторы на автомобилях вырезают не только добровольно, но и принудительно. Этим занимаются преступники. За последние годы количество таких случаев продолжает расти, причем чаще всего они происходят в Москве и Санкт-Петербурге. Особой популярностью пользуются гибридные Toyota Prius. Один из пострадавших записал на YouTube видео, в котором показал, как защитить машину от кражи катализатора.
Но проблема затрагивает не только Россию. Согласно информации ADAC, за первые 10 месяцев 2020 года только в Германии было украдено более 240 каталитических нейтрализаторов. При этом в 2019 году этот показатель составлял 169 случаев.
UPD: недавно в Конго (государство в Центральной Африке) преступники начали использовать ворованные катализаторы для нового назначения. Из них получают наркотическое средство, который местные называют «бомба» или «мощный».